Византия
В
Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и
бюрократический аппарат. Однако рабство тормозило развитие способа
производства, и на смену ему приходят новые общественные отношения —
феодальные.
Господствующей религией было христианство, которое являлось огромной
экономической и политической силой. Оно же играло решающую роль в формировании
византийской культуры и искусства.
В искусстве Византии и эстетических взглядах V—VII вв. отразились все
противоречия эпохи, связанные с ломкой старых и формированием новых
общественных отношений: влияние античности, восточных традиций и новой
христианской тематики.
Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная
живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.
Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными
источниками, отражающими и себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи.
Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное
изображение человека — характерны для них.
Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика
отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому.
Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее
необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота — это
добродетель во славу бога.
На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип
красоты — духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников
вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот
и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности
облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых,
естественных пропорций и линий.
Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с
провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с
церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в
использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности
костюма.
Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные,
шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства
шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но
преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые
металлическими нитями, драгоценными камнями.
Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные
ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных
нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком
изготовлялись из этих тканей.
Рисунок — крупный, четкий, плос-костный, что также имело большое значение в
нивелировке форм тела.
Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы)
вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор
розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами
лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30—40 см в диаметре.
Позднее появились узоры религиозные — кресты, монограмма Христа, ангелы. Для
каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья
аканта.
Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так,
изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и
оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды
императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета — желтый,
коричневый, белый, черный, кремовый.
Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным,
плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм
одежды, в которых господствующей становится «футляр», простой по покрою,
делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период
Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.
Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и
женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и
другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет
1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность,
устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями
отделки и особенно воротником — оплечьем. Головной убор увеличивает размер
головы человека.
Основными видами мужской одежды янляются туника, штаны, далматик, пенула,
лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели
существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они
остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды,
придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.
Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами.
Штаны, несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых
половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до
коленей, до щиколоток, с носочной частью.
Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это — длинная широкая
накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой — фибулой. Плащ
украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками,
сословными знаками.
На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с
придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого
рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху — пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми
круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя
подвесками, на уровне груди — сословное украшение из золотой парчи с рисунком —
клавус, на ногах — пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на
них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у
императора, сословные вышивки на плечах туники.
С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум — широкий
длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла
обычно 15—
Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки.
Головные уборы — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка
отстающим околышем.
Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий,
плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к
цилиндрической форме, маскирующей тело.
На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней
белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская
мантия с каймой крупного орнамента, На шее — массивное широкое ожерелье из
золота и драгоценных камней, на голове — золотой венец, на ногах — вышитые
золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые
столы и пенулы из узорчатых тканей.
Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется
накидка мафорий, закрывающая верхнюю часть женской фигуры и голову. Концы ее
перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой
такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько
соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной
одеждой святых в иконописи.
Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и
силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из
дешевых, скромных тканей.
Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати. Такие виды античной одежды, как туника, далматик, пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела.