Костюм Московской Руси XV-XVII веков
Эпоха Московской Руси — период расцвета культуры и
искусства. Он всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и
писателей более поздних времен. Тщательно изучая эту эпоху, они оставили
замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов,
Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А. К. Толстой и др.).
Костюм Московской Руси XV-XVII вв. сохраняет основные части костюма Киевской
Руси (рубахи, порты); большую длину одежды, неотрезной крой; манеру ношения и
отделку.
Однако появляется и целый ряд новых особенностей, отличающих костюм Московской
Руси от костюма Киевской Руси. Наиболее характерные среди них следующие:
1) появление распашной одежды, которая застегивалась у женщин до низа, а у
мужчин — только до пояса. Вначале это была застежка встык на навесные
петли, затем образуется заход верхней правой полы на левую. Эта застежка налево
осталась специфической особенностью национальной русской одежды. Такое ее
расположение объясняют удобством для русского воина действовать саблей и
защищаться от врага;
2) значительное расширение ассортимента одежды знати, его социальное
расслоение. Появляются виды одежды с декоративными нефункциональными деталями
(откидные рукава, каркасные воротники), которые носила только феодальная знать:
охабни, ферязи, терлики, летники, телогреи. Классовое расслоение проявляется и
в использовании дорогих тканей, отделки, украшений, количестве одновременно
надеваемых одежд.
В связи с тем, что одежда наглухо закрывала тело, особую роль среди ювелирных
украшений играют не столько навесные, сколько закрепленные на одежде —
вышивка золотом, серебром, жемчугом; петлицы из золоченой тесьмы или шнура
длиной 12-
Рис. 1 |
Рубаха и порты, оставшиеся основой костюма Московской Руси,
не претерпевали существенных изменений. В рубахе разрез горловины переместился
с середины влево, появляется рубашка-косоворотка. Длина ее стала меньше.
Появились различные по назначению рубахи, например горничные, которые носили в
горнице.
Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду полуприлегающего,
расширенного книзу силуэта с застежкой встык (рис. 1). Длина его была от
середины коленей и выше. Рукав узкий до запястья. Пройма была прямой, рукав не
имел оката.
Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и
конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были
прямого, расширенного книзу силуэта и неотрезные по линии талии (рис. 1).
Другие (польский, терлик) были прилегающего силуэта с отрезной линией талии, с
широкой сборчатой нижней частью (рис. 1). Длина кафтанов варьировалась от
коленей до щиколоток. Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие
узорчатые ткани, отделку петлицами на груди и по боковым разрезам;
металлические, деревянные, плетеные из шнура и жемчужные пуговицы (рис. 2);
высокий богато расшитый воротник-козырь, окантовку борта, горловины, низа
изделия и низа рукавов разноцветной с золотом и серебром тесьмой или галуном.
Рис. 2 |
Рис. 3 |
В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все. Однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства.
Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения. Форма деталей и манера ношения этих видов кафтана подчеркивали полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду. Дорогую шелковую или бархатную ферязь длиной до пола на подкладке из дорогого меха надевали только на правый рукав, собирая его длину многочисленными сборками. Левый рукав свисал до самого пола (рис. 4).
Рис. 4 |
Охабень из атласа, бархата, парчи имел четырехугольный
откидной воротник, который доходил до половины спины, и длинные узкие рукава,
которые завязывались сзади.
О том, насколько красочным и декоративным был русский костюм, свидетельствует
описание костюма князя Вяземского в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»:
«На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось
жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие
рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенной
в два конца золотой бахромой, с заткнутыми по бокам узорными перчатками.
Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги с
серебряными скобами на каблуках, с голенищами, шитыми жемчугом и спущенными в
частых складках до половины икр. Поверх кафтана надет был внакидку шелковый
легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной
запоной. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным
пером». Немалую роль играли в костюме пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи,
бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями,
металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подвешивали украшения и
небольшую сумку-кошелек калиту. Благодаря разной манере ношения пояса
подчеркивали прямо противоположные качества фигуры. Надетые на уровне талии
«добрыми молодцами» и воинами, они подчеркивали стройность фигуры; спущенные на
линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали
полноту, дородность, высоко ценимые в эстетических представлениях боярства.
Рис.
5
Исключительно красочным и живописным был женский костюм
Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским
костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды.
Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных
из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской
одежды внизу, как и мужской, могла доходить до
Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из
хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким
длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или
парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или
рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и
подпоясывался под грудью (рис. 5).
Наряду с сарафанами в женском костюме Московской Руси продолжали носить
старинные запону, нагрудник, поневу, передник. Короткой верхней распашной
одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых
лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами,
вверху имела фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки.
Рис. 6 |
Душегрею надевали поверх сарафана и рубахи, шили из дорогих
узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой (рис.
Художники XIX и XX вв. часто изображали женщин в этой живописной красочной
одежде.
Рис. 7 |
Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные
женщины, был летник — глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет
боковых клиньев до
Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий
подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.
Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем
рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для
продевания рук.
Рис. 8 |
Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, но являлась распашной одеждой с пуговицами или завязками (рис. 8. Рябушкин. «Семья купца в XVII веке»).
Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть
композиционным центром костюма. Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с
подвесками — рясы вдоль щек, поднизь — на лоб. В косу девушки
вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные
украшенные накосники в конце косы. У замужних женщин получил широкое
распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из
обруча, чехла — «сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый
тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли
чехол — «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной
вышивкой ткани. Кику могли носить под убрусом или сверху него.
Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с
очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой
узорной ткани (см. рис. 2). В холодное время года женщины носили меховые шапки
горлатные или колпаки с околышем.
Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого
слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц. Немецкий историк и
путешественник Олеарий в своем «Описании путешествия в Московию» рассказывает,
что боярыня Черкесская отказалась белиться и румяниться, так как имела очень
красивый естественный цвет лица. Жены других бояр были возмущены этим и
уговаривали ее не пренебрегать народными обычаями.
Наиболее распространенными украшениями костюма были ожерелья, серьги, перстни,
браслеты, булавки.
Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До
XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук.
Неповторимую красоту старинного русского женского костюма, поиски национального
образа и его эстетическое осмысление мы находим в произведениях
изобразительного искусства (Рябушкин: «Русские женщины XVII столетия», «Семья
купца XVII века», «Московская девушка XVII века», Суриков: «Боярыня Морозова»,
«Утро стрелецкой казни», Репин: «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем
монастыре в 1698 году» и многие другие) и художественной литературы. В романе «Князь
Серебряный» А. К. Толстой описывает костюм Елены — жены боярина Морозова:
«На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные
рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными
запястьями или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову
покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьяновые сапожки блестели золотой
нашивкой».
Костюм царя и царицы отличался от одежды знати только в
особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платна —
распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими
рукавами. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались
декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник — барма и
головной убор — тулья конусообразной формы с
меховым околышем (рис. 9. Рябушкин: «Сидение царя
Михаила Федоровича с боярами в его государственной комнате»).
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Необыкновенная роскошь, пышность, богатство костюма русского двора и церкви создавались многими средствами: дорогой тканью, богато орнаментированной и украшенной, использованием драгоценных камней и металлов, пышных объемов, силуэта, деталей. Среди этих средств — древнерусское художественное орнаментальное шитье золотными нитями и драгоценными материалами.
Золотное шитье выполнялось волочеными, прядеными нитями, битью (тонкая полоска золота или серебра), канителью (тонкая золотая проволока, скрученная в виде спирали). Металлическая нить накладывалась на ткань и прикреплялась мелкими стежками шелковой или льняной ниткой в цвет или по контрасту с золотом. Фоном были бархат, шелк, кисея. Талантливые русские мастерицы-золотошвеи делали шов «вприкреп» необыкновенно выразительным, дополняя его жемчугом, драгоценными камнями, самоцветами, блестками.
Орнаментальные композиции золотного шитья включают в себя растительные мотивы, изображение птиц, зверей, фантастических животных, стилизованные женские фигуры.
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах в виде букетов или пышного дерева. Орнамент располагался свободным узором или сплошь закрывал фон.