ВОЗРОЖДЕНИЕ ИТАЛИЯ
Эпоха Возрождения в Италии в искусстве костюма начинается с середины XIV века,
в то время как в других странах она падает только на период XVI столетия.
Женские одеяния в Италии как в XIV, так и в XV веках отличались простотой
формы, чистотой линий и силуэта (рис. 60). Мягкая женственность определилась
простыми линиями платья. Рубашка чуть видна в скромном вырезе лифа или корсажа.
Грудь стянута холстом, ее линии сглажены. Корсаж затянут одним шнуром или
кожаным ремешком. Талия начинается чуть ниже линии груди, здесь же крепится
юбка, заложенная в крупную сборку или складку. Рукав в XIV-XVI веках -
самостоятельная часть костюма, пристегивающаяся к корсажу.
Основное украшение платья - рукава (рис. 61 а-в). Художники всю свою фантазию
употребляют на отделку. Если рукав без разрезов, то сделан из самой дорогой
материи - парчи с бархатным и затканным рисунком("аксамит"). Целиком
платья из такой ткани имели право носить только дочери дожа Венеции, а также
принцессы и герцогини. Если же рукав был с разрезами, то обязательно на локте и
плечах. А затем фантазия в прихотливых рисунках разбрасывает разрезы и буфы в
самом разнообразном направлении. Скрепляются буфы жемчужными, золотыми,
металлическими застежками, шелковыми шнурами и лентами. Сверху могло быть надето
платье типа плаща (гупелянд) без рукавов, свободными полотнищами падающее на
спину и перед или с наглухо закрытыми боками. Такое верхнее одеяние делалось из
драгоценных тканей с рисунком.
В Венеции, городе купцов и предпринимателей, городе, славившемся своими и
привозными дорогими тканями, женщины одевались особенно богато.
Одним из главных признаков женской красоты считались волосы, заботам о которых
женщины посвящали много времени (рис. 62 а-в). В Венеции на крыше каждого дома
имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от
нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными
специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под
знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок.
Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно
скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими
шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как
длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали
волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее
более длинной. Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом
или накидкой. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в
обязательный туалет дамы, выходящей из дома). На ногах мягкие кожаные туфли. В
непогоду сверху надевался подбитый мехом плащ. В другое время - легкий.
В XVI веке знатные женщины употребляли драгоценные украшения: цепочки и цепи с
массивными, вделанными в ювелирные оправы камнями, жемчужные подвески.
Одежда служанок и простонародья состояла из рубашки (т. е. нижнего белья),
корсажа и двух-трех юбок, из которых верхнюю подтыкали за пояс. Кошелек
привязывали к поясу на длинном шнуре (под верхней юбкой). Если длина платьев у
патрицианок превышала рост, то платья служанок не покрывали и щиколотки.
Мужская одежда итальянцев, как, кстати, и женская, различалась по областям и
городам. В разделенной на княжества и имеющей свободные города Италии,
естественно, господствовало и различие в одежде. И несмотря на высокий
художественный вкус всего народа в целом, его отдельные общности грешили
пестротой и асимметрией костюмов, пышным убранством верхних одежд,
грандиозностью шляп (у мужчин) и любовью к восточным тюрбанам у женщин.
Однако дань грандиозным нарядам отдавалась только в случаях чрезвычайно важных,
тогда как в обыденной жизни знатные люди всех возрастов тяжести нарядов
предпочитали гармоничную пестроту цвета, совершенство и богатство причесок и
ослепительную белизну украшенных рубашек.
Вторжение высоких идеалов искусства в область костюма оставило за Италией на
три столетия Возрождения безоговорочный приоритет (рис. 63 а-д). В XVI веке
значение собственно итальянского костюма значительно поколеблется, как и
политическое и экономическое состояние страны. И испанское влияние, особенно в
Венеции и Флоренции, сглаженное все же итальянским вкусом, возымеет свое
действие. Жесткие корсеты, массивные юбки, разрезанные в Италии уже в XIII веке
на манер распашных восточных одежд, изображены на женских портретах Бронзино.
От итальянской моды останутся жемчуга, кружева и узорные ткани. Мужской костюм
в Италии, наоборот, примет общеевропейские очертания и более всего будет
тяготеть к испанскому короткому костюму с дынеобразными штанами до колен,
камзолами с басками и короткими плащами