ВОЗРОЖДЕНИЕ ГЕРМАНИЯ
Раздробленная Германия, страна вольных ганзейских городов, где оседало немало
богатств, страна средневековых традиций, цехового мастерства, страна, через
которую шла обширная торговля русскими мехами, славившаяся своими ярмарками,
собиравшая со всей Европы текстильные товары, создала своеобразный облик
бюргера-горожанина, достоинство и богатство которого в первую очередь представлялось
им самим.
Массивные тяжеловесные плащи-тапперты, подбитые мехом; собранные в намертво
закрепленные складки, длинные, громоздкие, стелющиеся по земле платья с
многослойной и многоцветной отделкой; лихо заломленные береты огромных размеров
у молодых и массивные шляпы у пожилых. Сукно, отделанное бархатом, мехом,
парчой и вышивкой, соединение разных фактур и цветов - таковы вкусы Германии
начала XVI века.
На немецкую моду оказали влияние и костюмы ландскнехтов - солдат наемной армии.
Легенда повествует о том, как, выиграв сражение в 1477 году у войск герцога
Бургундского, солдаты-победители оказались в одежде настолько разорванной, что
потребовалась немедленная ее починка. Принявшись за нее, солдаты в качестве
заплат использовали полоски и кусочки от знамен бургундцев. Эти заплаты,
появившиеся на костюмах в самых неожиданных местах, привели в восторг самих
ландскнехтов; их бравый вид в пестрых лохмотьях послужил поводом для новой
вспышки моды на асимметричное пестроцветие в костюме и ленточные формы.
Костюмы ландскнехтов покрывались разрезами самой причудливой формы и размеров;
они асимметрично располагались по всей поверхности штанов, колетов, рукавов, на
шляпе и башмаках. Штанины, рукава и даже сам колет могли состоять из разных по
цвету половин, так что костюм получал почти что фантастическую форму.
Фантастичность костюма ландскнехтов делает их очень выгодными в спектаклях. Тем
более что солдат наемной гвардии могла пригласить любая страна. Выполнить такой
костюм при наличии поролона (чтобы сделать плотный каркас колету) не
представляется трудным и дорогим. А затем дело за немногим: можно нашить ленты,
а можно нашить и ткань, собранную так, что она будет имитировать разрезы в
любом направлении. Костюмам ландскнехтов подражали во всех странах, поэтому
модников, в которых во всех комедийных спектаклях не бывает недостатка, легко
нарядить в соответствующее платье.
Так как ношение больших беретов потребовало надевания маленького чепчика внутрь
(чтобы берет не сваливался с головы), то часто волосы коротко стриглись, но
общепринятой была стрижка "колба" с челкой. Береты носили самые
разнообразные: маленькие и большие, с полями, опущенными и загнутыми вверх. Они
делались из войлока и бархата, шились и из сукна и украшались, особенно у ландскнехтов,
ладанками, амулетами и прочими сувенирами, отличающими суеверных вояк.
Отголоском этого служит и по сей день обычай итальянских студентов украшать
свои шляпы любыми предметами, способными уместиться на них.
Костюмы ландскнехтов, возникнув в Германии, как мода распространились по всей
Европе. Ленточный костюм особенно пришелся по вкусу купцам и морякам Венеции,
которые употребляли штаны огромной ширины и размеров. Они могли собираться из
несшитых полотнищ тонкой ткани, которые поддерживались ленточным каркасом. Это
был своеобразный способ контрабандного ввоза ткани или сохранения и
транспортировки ее в условиях сомнительной безопасности дорог того времени.
Излишняя часть этой материи могла затем завязываться бантом на талии или просто
быть изъятой. Это забавное изобретение на долгий период вошло в моду, хотя
духовенство и магистратура выступали за запрещение таких штанов. Кроме того,
стоимость их доходила до огромных размеров.
В картине Тинторетто "Во дворце дожей в Венеции" есть изображение
воина, костюм которого отличает кожаный каркас, придерживающий огромную ткань
штанов.
Подобные детали очень хорошо иметь в виду для правильного исполнения костюмов в
спектаклях Шекспира "Отелло", "Венецианский купец", а также
в любой пьесе XVI века.
Женщины одевались в массивные и тяжеловесные одежды из сукна, дорогой парчи и
бархата.
В первые два десятилетия XVI века в фасонах платья еще был заметен дух Италии.
Это были корсажи с высокой талией, большим квадратным декольте и сильно
собранной юбкой, чаще всего из плотной ткани, с заложенными и закрепленными
складками. По подолу как украшение нашивался кусок ткани в цвет корсажа или
контрастный с ним по фактуре, рисунку и цвету. Знатные горожанки носили
тяжелые, закрепленные в складки платья, отделанные по рукавам и подолу мехом.
Талия стягивалась широким, с ювелирным убранством поясом. На шее покоились
массивные золотые цепи, медальоны на шнурах. На пальцах рук сверкали
драгоценные кольца.
В период Реформации, сопровождавшейся церковными запретами в области костюма,
богатство материи не изменилось, но декольте стали закрывать тончайшей
рубашкой, собранной у горла. Характерным для вкуса немецких женщин является
нагромождение массивных отделок в виде вышивок, поперечных полос ткани на
юбках, наличие тонких плиссированных передников в уличных костюмах, коротких и
длинных плащей, подбитых мехом, всевозможных чепцов и беретов, украшенных
страусовыми перьями, многообразие фактур в отделке не только самого костюма, но
даже и рукавов. Удивительная любовь к изображениям костюмов с самыми мелкими
подробностями характеризует художника Луку Кранаха, да и большинство немецких
живописцев, оставивших нам превосходную галерею женских портретов.
На улице женщины появлялись в плиссированных накидках с застежками на боку,
укутывающих фигуру колоколом, и в огромных чепцах, скрывающих не только волосы,
но и часть лица.