Поль Пуаре
Поль Пуаре - один
из создателей haute couture.
Карьеру модельера Пуаре начал в самом
престижном салоне Парижа начала века - у Жака Дусе. Впрочем, там он долго не
проработал. Его идеи оказались совсем не подходящими для такого консервативного
заведения. Довольно быстро Пуаре перебрался работать к конкурентам Дусе в
ателье Ворта. Однако, и там он не смог продержаться долго. В итоге, в 1904 году Пуаре создает собственную фирму,
а в 1912 учреждает самый эпатажный журнал того времени - 'Газетт дю бон тон'
("Журнал изысканного тона").
Поза триумфатора, которую он умел так
убедительно принимать в годы своего наивысшего успеха, была составной частью
жизни и стиля этого самого динамичного из всех модельеров того времени.
Стремительность была для Пуаре жизненной необходимостью, недаром имя Пуаре
связано с созданием молодежного стиля.
Его сочные, экзотические, взрывные краски были навеяны живописью тех времен.
Хотя Пуаре и придерживался в искусстве позиций, прямо противоположных самым
модным в то время идеям Пикассо, но, как отмечали все, их что-то роднило.
Возможно, талант, добавлял обычно Пуаре. Оба, и Пуаре, и Пикассо, стремились
работать совершенно иначе, нежели их предшественники. Но если Пикассо опирался
на философию примитивизма, то фантазия Пуаре черпала свои темы в экзотике.
В своих мемуарах,
"скромно" озаглавленных 'Одевая эпоху', Пуаре отметил сильное влияние
на свое творчество русского театрального искусства, в особенности живописи
Бакста. Как декоратор Русских сезонов, Бакст стилизовал античные и восточные
мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище. Этот "дух
уходящей эпохи" и стал тем питательным раствором, на котором выросло и
расцвело творчество Пуаре.
В начале века в Европе восторжествовал модерн. Этот изящный стиль изменил все:
архитектуру, живопись, музыку, поэзию. Первым, кто заметил это и перенес модерн
в искусство одеваться, был Пуаре. Он сжигает эскизы вечерних туалетов,
разработанные им еще в салоне Ворта, и предлагает капризному и непостоянному
Парижу свою новую коллекцию.
Вместо традиционных, набивших оскомину длинных черных платьев "ниспадающих
с плеч безнадежно печальными складками", Пуаре выводит на подиум девиц в
самых экзотических восточных нарядах. Как писали парижские газеты:
"одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь
даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому
султану, лишь бы иметь такие наряды".
Мысль Пуаре не дремлет, чувствуя, что пришло его время, он создает проекты один
безумней другого. В его эскизах чередуются японские кимоно, яркая персидская
вышивка, пестрый батик и восточные тюрбаны с мехом и парчой.
Пуаре навсегда ввел в европейскую
женскую моду некое подобие японского кимоно: длинное свободное одеяние с
широкими рукавами, подпоясанное широким поясом, которое получило название
"Пуаре-оби". Интересно, что мысль о кимоно пришла в голову Пуаре
благодаря событиям русско-японской войны! Не зная толком, что там произошло,
Пуаре разработал этот сюжет, желая сделать приятное своему русскому другу
Дягилеву.
Творчество Пуаре - это новый этап в моде, это окончательный отказ от корсета,
против которого выступали врачи, философы и реформаторы еще со времен
Французской революции. Великий модельер взамен громоздкого костюма предложил
рубашечный покрой женского платья без корсета, покрой для повседневной носки,
который, в несколько измененном виде, используется и сейчас.
Стиль Пуаре господствовал в моде до
самого конца Первой мировой войны. Но его слава оказалась весьма
кратковременной, он слишком быстро стал не модным, его модели оказались слишком
вычурны для послевоенной Европы, а приспособиться к демократической революции в
мире одежды он не желал и не мог. В 1927 году предприятие Пуаре пришлось
закрыть.
Необузданный, властный человек,
творчество которого всегда имело налет театральности, чьи сказочные празднества
являлись событием в светской жизни, не захотел понять, что после Первой мировой
войны время ушло вперед и "перешагнуло" через него.
Впрочем, многие из его конкурентов не смогли приспособиться к изменившейся
ситуации. Время вычурной моды ради самой моды закончилось, наступало время моды
для людей.