Пако Рабанн (Франциско Рабанеда-и-Куэрво) родился 18 февраля
1934 г.
в баскской части Испании в городе Сан-Себастьян. Нет ничего удивительного в
том, что этот человек стал объектом повышенного внимания: вся его долгая карьера
в мире моды и искусства была и остается чередой бесконечных провокаций. Детство
его прошло в обществе крайне религиозной бабушки, не чуждой оккультизму, матери
- видного деятеля испанской Социалистической партии и абсолютной атеистки, и
отца, рано покинувшего мир из-за нежелания расстаться с республиканскими
убеждениями. Столь неоднозначное окружение предопределило развитие в юном Пако
Рабанне тех качеств, которые пригодились ему в дальнейшей жизни: терпимость,
убеждение в том, что у реальности много граней, щедрость, заботу об окружающих
и открытость миру. После победы режима Франко в Испании родители пятилетнего
Франциско бежали во Францию. Позднее Франциск придумал себе новое имя честь
мифического покровителя его рода - ворона, считавшегося мудрейшей птицей на земле.
В 1952 г.
Пако Рабанн поступил в Национальную школу художественного искусства, на
архитектурное отделение. Чтобы оплачивать учебу, он делал модные аксессуары,
пуговицы для Дома Баленсиага (не без влияния матери - в Испании она работала
главным ассистентом у Кристобаля Баленсиаги). Постепенно он перешел на другие
аксессуары - создавал сумочки, украшения и пояса для Юбера де Живанши, Кристиана Диора, Ива
Сен-Лорана. И это далеко не полный перечень имен известных дизайнеров, с
которыми сотрудничал и дружил молодой Рабанн.
В начале 60-х годов в искусстве произошли большие изменения.
Стало модным "Оптическое" и "Кинетическое" искусство. Архитекторы,
отвернувшись от камня, обратились к металлу, живописцы - к неону. Эти
революционные изменения в искусстве вдохновили Пако Рабанна на создание
собственной коллекции. В 1965
г. появляются первые творения с подписью Paco Rabanne. В
феврале 1966 г.
Рабанн представил "12 экспериментальных платьев, которые можно делать из
современных материалов", т.е. из пластика и металла. Эти конструкции были
собраны при помощи пассатижей и паяльной лампы. Необычные произведения Пако
Рабанна продемонстрировали на подиуме чернокожие манекенщицы. Первая коллекция
принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа, а также определила
его беспокойное революционное будущее. В 1966 г. Рабанн создал бумажные платья - так
родилась идея одноразовой одежды. В1968 г. появились вязанный мех и алюминиевое
джерси. Для платьев 1988 г.
дизайнер использовал лазерные диски. "Днем ее одежда должна определять
деловой скоростной образ жизни.
Вечером - подчеркивать величие и женственность
богини", - говорил в конце 80-х Пако Рабанн.
В самом начале дизайнерской карьеры Пако Рабанн бросается в
другую авантюру - в мир ароматов. В 1969 г. созданный им аромат
"Calandre" мгновенно завоевал избалованные женские сердца. Названный
именем автомобиля, флакон с металлическим ободком ассоциировался с нью-йоркской
архитектурой, а общепринятому основному лимонному тону ароматов той эпохи
Рабанн предпочел ноту кипариса. Затем появились "Paco Rabanne Pour
Homme" и его вариации в 1973
г., "Metal" (1979 г.), "La Nuit" (1985 г.), "Sport"
и его вариации (1986 г.),
"Tenere" (1988 г.).
В 1993 г.
пришел черед дерзкого аромата 90-х XS (Excess Pour Homme) - для мужчины
желанного и чувственного. Этот аромат по сей день пребывает в списке самых
покупаемых мужских туалетных вод. В 1981 г. в интерьерах многочисленных поклонников
Дома Paco Rabanne появилась мебель, столовые принадлежности и скатерти от
любимого модельера. А в 1990
г. вышла линия pret-a-porter для женщин. В течение
многих лет творения Рабанна выставлялись в лучших музеях мира в Нью-Йорке,
Токио, Париже, были представлены на фестивалях и ярмарках в Монреале, на Капри,
в Милане.
Награды свидетельствуют о международном признании его искусства:
приз "Beauty Products Industry" - за "Calandre" (1969 г.), Оскар "Фонда
ароматов" (Fragrance Foundation Recognition Award) - за композицию и
упаковку "Paco Rabanne Pour Homme" (1974 г.), "Золотая
игла" - за коллекцию Haute Couture (1997 г.), награда за вклад в моду на Первом
Международном фестивале моды (1985г.), "Золотой наперсток" (1990 г.).В 1989 г. в знак признания его
таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн
был награжден высочайшим орденом Испании "Орденом Изабеллы
Католической", а также стал Кавалером "Ордена почетного легиона"
во Франции. В 1992 г.
Пако Рабанн удостоился высокой чести представить ретроспекцию своих работ
королевскому Двору Испании на выставке в Севилье.
В июле 1999
г. состоялась презентация коллекции от кутюр осень-зима
1999/2000, определившая важный этап в жизни Дома: Рабанн заявил, что отныне не
будет лично заниматься высокой модой, и с головой уйдет в прет-а-порте. И
передал дальнейшую работу по созданию коллекций Дома команде молодых модельеров.
Последнюю коллекцию Рабанн привез на московскую Неделю высокой моды вместе с
новым ароматом Ultraviolence. Публика увидела утонченный силуэт, взрывные цвета
и формы, взрезающие пространство своей геометрией, возвещают о наступлении
миллениума. Металлическая кожа, соединенная с искусственным мехом, платья в
форме китайских фонариков, накидки и комбидрессы яркого ультрафиолета,
пронзительного розового, кислотного зеленого и искрящегося желтого. Космический
взгляд: наряды, создающие металлические оптические иллюзии, кольчужное
покрытие, металлическое джерси и цепочки блесток в комплекте с длинными
камзолами и прямыми облегающими платьями, сияние бриллиантовых метеоритов.
Электрический мороз: тонкая пластиковая пленка ловит свет на болеро и свободных
атласных брюках, металлические джемпера, связанные огромными иглами, бижутерия
на длинных узких юбках и бархатные прямые брюки цвета ночи. В последней
коллекции Рабанн воспоминал о самых известных местах Парижа, Берлина, Брюсселя,
Сиднея и Нью-Йорка - в росписях по шелку и на сверкающих серебряных пластинах.
Заключение коллекции - свадебное платье: под мантильей из золотого кружева
невеста, подобно русской матрешке, закутана в платье-пальто из меха мышиного
цвета, вышитого золотыми тюльпанами.